...
...
...

Готовимся и празднуем Пасху!

Гиацинтами пахло в столовой,
Куличом, ветчиной и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русскою верой…
                                Игорь Северянин


Времена, когда светлый праздник Воскресения Христова находился под запретом, а милиция и «люди в штатском» дежурили в пасхальную ночь возле церквей, чтобы не допустить в храмы молодежь, слава Богу, прошли. Теперь модно возрождать древние обычаи и традиции. Да и возможностей по выбору продуктов и их приготовлению гораздо больше.


Многие дизайнеры разрабатывают пасхальные букеты, оформляют подарки и сувениры, и, конечно же, много внимания уделяется оформлению и украшению праздничного стола. Теперь не только придерживаются старых традиций, но и придумывают новые. Хозяйки, кулинары и повара совершенствуют старинные рецепты пасхальных угощений и  придумывают новые.


Ограничения в еде Великим постом, кулинарные хлопоты перед Пасхой, разговление в пасхальную ночь делают Воскресение Христово самым «вкусным» праздником.


Особое внимание следует уделялить убранству стола. Белоснежная скатерть, красивая посуда, живые и искусственные цветы, на самом видном месте яркие ритуальные блюда со всевозможными украшениями. В былые времена каждая хозяйка стремилась сделать свой стол неповторимым. Для яиц использовались специальные плоские блюда. Одни из них просто лежали на столах, у других были высокие ножки-подставки и они как бы возвышались над всем остальным угощением.


В некоторых домах для такого торжественного случая существовали даже отдельные скатерти, которые стелились только на праздник Пасхи. На такой скатерти умелые хозяйки вышивали обычно различные узоры с присутствием именно пасхальных атрибутов. Можно было увидеть вышитые яйца, свечи, цветы, даже куличи и, конечно, буквы: ХВ, что, как известно, означало «Христос Воскресе». Вышивались к такой скатерти и салфетки. Материал для таких изделий выбирался простой: лен, лен с лавсаном, холст, плотный хлопок. Цвета были в основном светло-серые и белые. И, конечно, яркие праздничные узоры.


Была и специальная посуда, все с теми же предметами, которые олицетворяли этот светлый праздник. Такая посуда хранилась в домах и доставалась только на праздник.


Советы флориста:
Букеты пасхальные — это целая серия букетов для подарка и букетов для украшения кулича. Пасхальный букет для подарка по форме, колористике и выбору растений выдержан в традициях Пасхи и меньше ориентирован на пол, возраст и предпочтения адресата. Поэтому он нередко собирается круглым, с цветами, характерными для Пасхи, перьями, скорлупой, вербой, фигурками зайцев, ягнят, различных птиц, а также с бабочками, жуками и стрекозами. В последние годы стали очень популярны букеты на самых разных каркасах и, прежде всего, букет «гнездо». Он действительно собирается на каркасе из веток, напоминающем птичье гнездо. Букет на кулич, обычно небольшого размера, собирают на шпильке, чаще всего деревянной, на которой его затем и крепят в кулич. Обычно предпочитают искусственный материал, но такой букет из живых цветов тейпированный, на пробирках или на мини-деко очень интересен.


Венок пасхальный — настольный, настенный, подвесной. Символизирует бесконечность и вечную жизнь, дарованную жертвой Иисуса Христа. Собирается из весенних цветов и веток, с яйцами, скорлупой, лентами, перьями и другими атрибутами. Используется как украшение стола (часто — вокруг кулича), украшение интерьера и как пасхальный подарок. Раньше пасхальные венки, кроме этого, носили на кладбища в Радоницу — день пасхального цикла у православных, когда поминают усопших.


Горка пасхальная — специально к Пасхе выращенная зелень из семян злаков, чаще всего — овса, или других быстропрорастающих семян, например, кресс-салата. Семена густо «намазывались, на мокрую ткань, которая покрывала основу в виде горки (пирамиды или конуса) и часто поливали. Выросшую, как будто покрытую весенней травой горку ставили на тарелке, подставке или корзине на пасхальный стол и обкладывали крашеными яйцами. В. Катаев в книге «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона,) так описывает пасхальную горку своего детства: «На кухне зеленела горка, приготовленная для пасхального стола, — пирамидка из щепочек, обтянутая сукном; на это сукно намазывали, как икру, липкие семена кресс-салата, поливали три раза в день, и они вдруг начинали произрастать, выпуская из себя сначала бесцветные червячки первых ростков;
Пасхальной горкой называли также специально сколоченные из досок покатые, иногда похожие на неглубокие желоба «горки». Форма горы появилась в пасхальных традициях не случайно. Почти у каждого народа есть священные горы (иногда — это обиталище богов), которые история, легенды и мифы связывали с самыми важными событиями: Олимп, Фавор, Синай, Фудзияма ит. д. И пасхальная горка, и прорастающая из семян зелень — символы близости к Богу, Воскресения, Возрождения и Надежды (зеленый цвет).


Украшения и символы:
Дерево пасхальное — украшение, имитирующее дерево — как стоящее в Раю Древо Жизни, Древо Познания, Добра и Зла. Оно может быть любого размера — от маленьких подарочных, настольных композиций до больших интерьерных объектов. Работы выполняют в любом флористическом стиле и из любого материала, они могут напоминать настоящие деревья или быть стилизованными. В некоторых странах Европы («пасхальное дерево» — иногда это просто высокий шест с поперечными планками наверху, который украшен венками,лентами, цветами — ставят во дворах, на улицах и несут на пасхальных процессиях и гуляньях. В России до ХVII века в шествии патриарха на осляти везли на санях пасхальное дерево, украшенное искусственными цветами и плодами, его называли «царской вербой».


Заяц пасхальный — один из обязательных атрибутов Пасхи и пасхальной флористики почти во всех странах Западной Европы, особенно в католических и евангелистских. Заяц, (а иногда и кролик), славящийся своей плодовитостью, появился в пасхальных букетах, композициях, венках, витринах, оформлениях и подарках как символ плодородия. Его присутствие обещает благополучие, хороший урожай и успех в делах. Сушествует и другое объяснение. Быстрее других бегающий заяц может первым принести людям радостную весть и именно как вестник он и появился в пасхальной атрибутике. Эту версию подтверждает и древняя легенда о том, как Луна, пожалев мать, потерявшую сына, послала быстроного зайца с радостной вестью, что сын воскреснет. Заяц прибежал очень быстро, но по дороге забыл сказанное ему, за что навсегда остался с рассеченной губой.


Открытка пасхальная — поздравительная открытка, часто со словами «Христос Воскрес!» и пасхальными сюжетами. Собственные открытки в России стали печатать только в конце XIX века, поэтому на ранних пасхальных открытках чаще изображались принятые в Западной Европе атрибуты Пасхи, например, зайцы, птицы и т. д. Такие открытки посылались по почте, их оставляли во время визитов и прикладывали к подаркам. Особенно ценились открытки ручной работы. Сейчас флористы делают пасхальные открытки, используя сухие, искусственныеи даже живые — тейпированные или на пробирках растения и нерастительный материал.


Птицы — один из самых распространенных почти во всех странах элемент пасхального оформления в виде фигурок самых разных птиц, чаще всего – это аисты, а также их гнезд, яиц, перьев. Птица — вестник, символ Духа, возрождения при роды.


Ручная верба — «Ручные вербы» — всякого рода ветви, украшенные деланными цветами, плодами, ягодами, стручьями и даже орехами.)


Свечи — символ света и Духовного горения. Используются во всех пасхальных флористических работах, чаще всего в форме яйца, зайца.


Крашенки — пасхальные крашеные яйца. Существует множество способов окрашивания пасхальных яиц: травами, капустными листьями, луковой шелухой, специальными красителями, пестрыми нитками и т. д. В флористических работах чаще используются не натуральные, а выпускаемые промышленно крашенки самых разных цветов, в том числе и модных. Писанки — так называют пасхальные яйца, расписанные каким-либо, часто символическим орнаментом, узором, либо с текстом религиозного характера, например, цитатами из Священного Писания.

Яйца пасхальные — яйцо пасхальное как символ плодородия, вечной жизни, начала и даже как символ мироустройства встречается у разных народов. Некрашеное яйцо присутствовало еще в пасхальном обряде иудеев. Легенда гласит, что первое крашеное в красный цвет яйцо преподнесла римскому императору Тиберию Мария Магдалина со словами: «Христос Воскрес». С тех пор крашенные яйца, освященные в Храме, неизменный знак Пасхи: они украшают пасхальный стол, их дарят друг другу, обмениваясь радостным сообщением.


Издавна существовало множество способов окрашивания и росписи пасхальных яиц — крашенок и писанок, множество с символическим значением: крестами, солярными знаками и т. д. Не только в каждой стране, но даже в разных областях страны имелись свои собственные символические узоры для росписи. Писались и буквы «ХВ», и изречения из Библии.


Для подарков изготовлялись яйца разного размера из шоколада, папье-маше, дерева, фарфора, стекла и даже драгоценных металлов и камней. Пасхальные яйца для подарка создавал знаменитый российский ювелир Фаберже. Считают, что именно он одним из первых начал делать открывающиеся яйца с сюрпризом. Каждый год фирма Фаберже преподносила императорской семье драгоценное яйцо к Пасхе, и всегда это было настоящее произведение искусств.

Цвета пасхи — выбор колористики в современных пасхальных флористических работах обусловлен не столько религиозной Символикой, сколько желанием сделать их радостными, праздничными, яркими или современными, модными, конечно, если речь не идет об оформлении Храма. В этом случае стараются придерживаться символики цвета:
Белый, желтый, золотой — цвета Духовности, Света Небесного, Чистоты;
Зеленый — цвет Надежды;
Голубой и синий — цвета Неба, Веры, Верности;
Красный — цвет Жизни, Возрождения, Воскрешения, а также Крови Христа.

На Пасху готовят куличи и пасхи, запекают окорок, жарят телятину. Пасхальный стол не имеет никаких запретов, но рыбные блюда на нем обычно не присутствуют. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, — пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца. Кроме пасхальных блюд на столе множество традиционных лакомств русской кухни.

Пасхальный стол накрывали на весь день. За ним собиралась семья и друзья, которые давно не виделись, потому что в пост не принято было ходить в гости. Рассылались открытки дальним родственникам и знакомым.


Пообедав, люди сидели за столами и играли в различные игры, ходили на улицу, поздравляли друг друга. Проводили день весело и празднично.


На Руси с Пасхи начинались всегда веселые гуляния молодежи: качались на качелях, водили хороводы, пели веснянки. На Пасху все христосуются — трижды, по-русски целуются в губы со словами: «Христос воскрес! » — « Воистину воскрес!» Дарят друг другу крашенные яйца, относят их на могилы умерших. В день Пасхи после семинедельного поста на столе появляются куличи, творог, мясо, крашенные яйца. Куличи пекут из сдобного теста с добавлением орехов, изюма, пряностей.


Пасха празднуется семь дней. На первый день хозяйки-жены остаются дома, а знакомые мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное). Обыкновенная еда: на закуску селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т. п. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. Обыкновенно садятся за стол на пол часа и потом прощаются, и гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых в особенности старших и пожилых. Обыкновенно подарки в этот день не приносят. На второй день Пасхи полагается, чтобы жены ходили по домам, а мужья сидели дома, но это не практикуется. В наше время, в эти святые дни, многие сговариваются и просто ходят друг к другу в гости.


С древнейших времен у христиан существует обычай в ночь Воскресения Христова, после праздничной службы, разговляться (вкушать скромную пищу) освященными в церкви куличом, пасхой и яйцами.


Малоимущие люди выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить беззащитное существо на волю.


Особенно трепетно относилась к празднику Воскресения Христова деревня, где «живее чувствуется связь со старинными обычаями, и где крепче стоит православная вера». В деревнях приготовления к Пасхе велись очень тщательно и загодя. Всю Страстную седмицу крестьяне приводили в нарядный вид свои жилища: белили печи, мыли лавки, скоблили столы и т.п. В это время мужики заготавливали дрова, хлеб и корм для скотины. В субботу всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и пасху. Все приготовленное клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем, украшали цветами.

Скоро в эфире